Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/164"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
несообразного в том, что Матфей пожелал выразиться по
возможности кратко, хотя приближение сотника к Господу
совершилось не непосредственно, а через его друзей.
50. Сверх того, необходимо также обратить внимание
на возвышенность таинственной речи евангелиста соответ-
ственно написанному в псалме: "Кто обращал взор к
Нему, те просвещались" (Пс. XXXIII, 6). Поэтому сам
Иисус похвалил веру сотника, с которой тот приступил к
Нему, так что сказал: "И в Израиле не нашел Я такой
веры"; мудрый евангелист предпочел сказать, что он сам
приступил к Иисусу, а не те, через которых Он выразил
свою просьбу. А затем Лука для того раскрыл, каким
образом все это произошло, чтобы нам было побуждение
из этого уразуметь, как именно приступил к Нему сотник,
о чем говорит и другой, который не может лгать. Ведь
и та женщина, которая страдала кровотечением, хотя и
держала только края Его одежды, однако более коснулась
Господа, чем те толпы, которые теснили Его. Так что кто
более верует, тот более и касается Господа; так и сотник:
чем более веровал, тем более приступил к Господу. А
относительно прочего, что в этой главе один пропустил,
а другой — сказал, то здесь, если следовать известному
правилу, прежде нами уже предложенному, не находится
ничего, что было бы противоречивым.
Глава XXI
51. Матфей продолжает повествовать так: "Пришед в
дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала
и служила им" (Мф. VIII, 14, 15). Когда это было, —
то есть до или после какого события, — этого Матфей
ясно не указал. Марк, например, повествует об этом
прежде рассказа об очищении прокаженного; а то, что
совершилось после речи на горе, о которой Марк умолчал,
по-видимому, теперь он вставил. И Лука о теще Петра
повествует после того события, после которого и Марк,
но прежде речи, которую изложил пространно, но которая
162