Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/163"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
лении и жестоко страдает", и далее до слов: "И выздоровел
слуга его в тот час" (Мф. VIII, 5 — 13); это же о слуге
сотника сообщает и Лука, но не после очищения прока-
женного, о котором он вспомнил и упомянул позже, а
после окончания той пространной речи, делая такую связь:
"Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу,
то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым
он дорожил, был болен при смерти", и далее до того
места, где говорится, что слуга выздоровел (Лук. VII, 1
— 10). Из этого следует, что Он вошел в Капернаум
после окончания своей речи, но при этом ничего нельзя
сказать о том, сколько времени прошло между этими
двумя событиями. И именно в этот самый промежуток
был очищен прокаженный, о котором Матфей сказал в
своем месте, а Лука вспомнил после.
49. Итак, мы уже видим, согласны ли относительно
этого слуги сотника Матфей и Лука. Но вот Матфей
говорит: "К Нему подошел сотник и просил Его: Господи!
слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает".
На первый взгляд то, что говорит Лука, противоречит
этому: "Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских
старейшин — просить Его, чтобы пришел исцелить слугу
его. И они, пришедши к Иисусу, просили Его убедительно,
говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для Него это, ибо
он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус
пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома,
сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись,
Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
потому и себя самого не почел я достойным придти к
Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой".
Если дело обстояло именно так, то каким образом
будет истинным сообщение Матфея, если сам сотник не
подходил, а послал друзей? Мы поймем это, если тщательно
вдумаемся, не использовал ли Матфей просто особый
оборот речи. Ведь мы сами часто говорим "найти подход"
не в смысле непосредственно подойти (да и проходимцы
— отнюдь не путешественники!); если получение желаемого
возможно при посредстве третьих лиц, то ходатайство тем
более может совершаться через других. Поэтому нет ничего
161