Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
с горы, за Ним последовало множество народа. И вот,
подошел прокаженный...", следует думать, что это было
после той и другой речи, т. е. не только той, которую
приводит Матфей, но и той, которую вставляет Лука. Ибо
не ясно, сколько времени прошло после схождения с
горы; и Матфей хотел обозначить только то, что после
этого сошествия многие толпы были с Господом, когда
Он очистил прокаженного, а не то, сколько времени
прошло с этого момента, особенно в виду того, что Лука
говорит, что Господь, уже находясь в городе, очистил того
же прокаженного, о чем Матфей сказать не позаботился.
47. Впрочем, не исключено, что Господь был только
с учениками на какой-то наиболее возвышенной части
горы, когда избрал из них двенадцать; а потом Он сошел
с ними вниз не с горы, а с самой высокой ее точки на
ровное место, то есть на некоторую горную равнину, и
мог принять много народа, и стоял там, пока к Нему
собрались толпы; и после того, как Он сел, приступили
ученики Его ближе, и таким образом к ним и прочим
бывшим там толпам Он обратился с одною речью, о
которой сообщают Матфей и Лука, используя различный
способ повествования, но имея в виду одно и то же
содержание и истины, которые они оба и представляли.
Ведь мы уже прежде указали (а это должно быть легко
видно и без особого предупреждения), что если кто-либо
нечто пропускает, о чем другой сказал, то в этом нет
противоречия, как и в том случае, если кто-либо говорит
нечто другим способом, пока излагается одна и та же
истина и в обстоятельствах, и по сути; так что слова
Матфея о сошествии с горы можно понимать и в отношении
к тому равнинному месту, которое могло быть около горы.
А затем Матфей повествует, как Марк и Лука, об очищении
прокаженного.
Глава XX
48. После этого Матфей продолжает и говорит: "Когда
же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник
и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаб-
160