Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/161"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
одно и то же, так что не является неразумным полагать,
что их повествования, когда они делают такие вставки,
касаются тех же мест и того же времени; в самом деле,
Матфей так повествует об этом: "И следовало за Ним
множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иеру-
салима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев народ, Он
взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики
Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: блаженны
нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. IV,
25 — VII, 29). Отсюда можно видеть, что Он хотел
избежать многочисленной толпы и потому взошел на гору,
как бы отдалившись от народа, чтобы говорить только
Своим ученикам.
Об этом обстоятельстве, по-видимому, свидетельствует
и Лука, повествуя так: "В те дни взошел Он на гору
помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда
же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них
двенадцать, которых и наименовал Апостолами... И сошед
с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников
Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима, и
приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли
послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и
страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь
народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него
исходила сила и исцеляла всех. И Он, возвед очи Свои
на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо
ваше есть Царствие Божие" (Лук. VI, 12 — 29). Отсюда
можно понять, что на горе Он из многих избрал двенадцать,
которых назвал Апостолами, (что пропустил Матфей); тогда
же Он произнес речь, которую внес Матфей, а Лука не
привел; тогда, то есть — на горе; а потом, когда сошел,
то на ровном месте произнес другую, подобную, о которой
Матфей умалчивает, а Лука — нет; но обе эти речи были
закончены одинаковым образом.
46. Что же касается слов Матфея о том, что было
после окончания проповеди: "И когда Иисус окончил
слова сии, народ дивился учению Его", то они относятся
к тем людям, из которых Он избрал двенадцать. А отно-
сительно следующих затем событий: "Когда же сошел Он
Ь Зак. 3645
159