Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
он сообщает об этом очищенном прокаженном так, что
становится понятно: это тот самый человек, о котором
говорит и Матфей, упоминая об очищенном тогда, когда
Господь сошел с горы после произнесения своей речи;
Матфей говорит так: "Когда же сошел Он с горы, за Ним
последовало множество народа. И вот, подошел прока-
женный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь,
можешь меня очистить" (Мф. VIII, 1, 2).
44. Об этом прокаженном упоминает и Лука (Лук. V,
12, 13), и снова не соблюдая порядка во времени, но
также припоминая пропущенное. Впрочем, тот же Лука и
сам сообщил пространную речь Господа, в которой сделал
такое же начало, что и Матфей, ибо Матфей пишет:
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное",
а Лука: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие
Божие". Затем многое, что следует дальше, в повествовании
Луки также подобно Матфеевому. А к концу речи он и
заключение повторяет то же, а именно о человеке благо-
разумном, который созидает на камне, и неразумном,
который созидает на песке, за исключением того, что не
говорит, как Матфей, что на дом устремились "дождь и
ветры", а только — "поток". Итак, понятно, что и он
записал ту же самую речь Господа, но только пропустил
некоторые наставления, которые предложил Матфей; но
он представил другие, которых тот не сказал; а некоторые
изложил не в тех же самых словах, но только сходными
выражениями, сохраняя при этом истину в неприкосно-
венности.
45. Как я уже сказал, все это просто понять, но смущает
то обстоятельство, что Матфей говорит, будто бы эта речь
была сказана Господом, сидящим на возвышенном месте.
Лука же говорит, что стоящим на ровном месте. Таким
образом, это несогласие показывает, что один видел одно,
а другой — другое. Но что нам мешает предположить,
что Христос в другом месте повторил нечто такое, что
уже сказал прежде? Конечно, эти две речи, из которых
одну привел Матфей, а другую — Лука, не отделяются
продолжительным промежутком. Это потому, что и прежде
нее, и после оба они сообщили нечто или сходное, или
158