Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в Галилею. Ибо он так связывает свое повествование: "И
окончив свое искушение, диавол отошел от Него до
времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею"
(Лук. IV, 13, 14). Из этого понятно, что эти три евангелиста
не говорят противоположно Иоанну, но пропустили сначала
о пришествии Господа в Галилею после того, как Он был
крещен, когда Он там претворил воду в вино, ибо тогда
еще не был предан Иоанн, но они включили в свои
повествования тот приход в Галилею, который был после
предания Иоанна; об этом Его приходе в Галилею еван-
гелист Иоанн говорит так: "Когда же узнал Иисус о
дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает
учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя сам Иисус
не крестил, а ученики Его, — то оставил Иудею и пошел
опять в Галилею" (Иоан. IV, 1 — 3). Таким образом мы
понимаем, что тогда Иоанн был уже предан; Иудеи же
слышали, что Он приобретает учеников и крестит больше,
чем крестил и приобретал учеников Иоанн.
Глава XIX
43. А теперь остановимся на той пространной речи,
которую по Матфею Господь произнес на горе: не проти-
воречат ли здесь ему прочие евангелисты? Действительно,
Марк совершенно не упоминает о ней и не говорит ничего
похожего на нее, кроме нескольких истин, которые Господь
повторил в других местах, приводимых им не в связанной
речи, а разбросанных по тексту. Однако он оставляет
место по ходу своего повествования, из чего мы можем
понять, что речь эта была произнесена, но Марком про-
пущена; он говорит: "И Он проповедывал в синагогах их
по всей Галилее и изгонял бесов". В этой проповеди, о
которой Марк говорит, что Он произносил по всей Галилее,
понятно, была сказана и та речь, которую Он произнес
на горе, о чем сообщает Матфей; действительно, тот же
Марк продолжает: "Приходит к Нему прокаженный и,
умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему:
если хочешь, можешь меня очистить" (Марк. I, 39, 40);
157