Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Не восстановил ли здесь Матфей то, что ранее пропустил,
ибо он не говорит: "После этого, ходя близ моря Гали-
лейского, Он увидел двух братьев", но: "Проходя же близ
моря Галилейского, Он увидел двух братьев", и т. д.?
Поэтому не исключено, что он нарушил последовательность
в повествовании, чтобы вставить пропущенное им ранее;
если так, то становится понятно, что, как сказал Иоанн,
вместе с Ним прибыли в Капернаум и ученики Его. Были
с Ним и другие ученики, так как за Ним уже следовал
Филипп. В самом деле, в повествованиях евангелистов не
показано, в каком порядке были призваны все двенадцать
апостолов, потому что не упомянуты ни способ призвания,
ни само призвание всех, но только призвание Филиппа,
Петра, Андрея и сынов Зеведеевых, да сборщика податей
Матфея, который назывался также Левий. Однако в отдель-
ности получил от Него имя только Петр, потому что
сынов Зеведея Он назвал не каждого в отдельности, но
обоих вместе "Сынами грома".
40. Необходимо также обратить внимание на то, что
евангельские и апостольские писания называют учениками
Его не одних только двенадцать, но и всех тех, которые,
веруя в Него, приготовлялись Его учением к Царству
Небесному. Из всех них Он избрал двенадцать, которых
и назвал апостолами, как говорит Лука, ибо он немного
после говорит: "И сошед с ними, стал Он на ровном
месте, и множество учеников Его, и много народа" (Лук.
VI, 13 — 17). Также и из других мест Писания очевидно
явствует то, что учениками Его названы все, которые
учились у Него тому, что касается вечной жизни.
41. Но можно спросить, каким образом призвал Он
сперва Петра и Андрея, а потом, немного пройдя вперед,
двух сынов Зеведея, как повествуют Матфей и Марк;
потому что Лука говорит, что обе их лодки были наполнены
большим уловом рыбы, и называет помощниками Петра
двух сынов Зеведея Иакова и Иоанна, которых позвали
на помощь, ибо они не могли вытащить наполненных
сетей и вместе с тем удивлялись такому большому ко-
личеству пойманной рыбы. Но все они, подогнав корабли
к берегу, последовали за Ним. Из этого нужно понять,
155