Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Его прекрасной речи), что "Он учил их как власть
имеющий, а не как книжники". Рассказал также и о
человеке, из которого был изгнан нечистый дух, а затем
и о теще Петра. А в этом с ним согласен Лука (Мф. IV,
13; VII, 29; Марк. I, 16 — 31; Лук. IV, 31 — 39). Но
Матфей ничего не сказал об этом бесноватом; о теще же
Петра не умолчал, но только сказал об этом позже.
36. Матфей, после рассказа о призвании учеников,
которым во время рыбной ловли Он приказал следовать
за Собою, говорит о том, что Он обходил Галилею, уча
в синагогах, проповедуя Евангелие и исцеляя всякую
немощь, а когда собрались к Нему толпы народа, Он
взошел на гору и произнес обширную речь. Итак, отсюда
понятно, что тогда и произошло то, о чем сообщает Марк
после истории об избрании учеников, т. е. когда Он
обходил Галилею и учил в синагогах; к тому же времени
относится и история с тещей Петра.
37. Конечно, может возникнуть вопрос: почему Иоанн
говорит не "в Галилее", а "вблизи Иордана" за Господом
последовал сперва Андрей с другим, имя которого не
названо, а потом и Петр, получивший тогда же это имя,
а затем призван был следовать за Ним и Филипп. Прочие
же три евангелиста довольно согласно между собою говорят
относительно призванных от рыбной ловли, а особенно
Матфей и Марк, ибо Лука не называет Андрея, который,
по словам Матфея и Марка, был на том корабле; они
кратко сообщают о том, как было дело (подробнее всего
говорит об этом Лука), упоминая и о чуде при ловле
рыбы, и о том, что Господь начал еще прежде этого
проповедовать толпе. В этом месте, как может показаться,
Лука противоречит остальным, ибо говорит, что только
Петру было сказано Господом: "Отныне будешь ловить
человеков", в то время как те говорят, что это было
сказано обоим братьям. Впрочем, это могло быть сказано
прежде Петру, так как он удивлялся по поводу большого
улова, на что указывает Лука, а после этого — обоим
братьям, о чем упомянули два другие евангелиста.
Итак, нужно тщательно вникнуть в то, что мы сказали
об Иоанне, ибо здесь может возникнуть немало недоумений
153