Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XVII
34. Повествование Матфей продолжает так: "Услышав
же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в
Галилею"; об этом же говорят Марк и Лука (Мф. IV, 12;
Марк. I, 14; Лук. IV, 14); Лука, впрочем в этом месте
ничего не говорит об аресте Иоанна. А евангелист Иоанн
пишет, что прежде чем Иисус пошел в Галилею, к Нему
присоединились Петр и Андрей; что тогда было дано
Петру его новое имя, так как прежде его звали Симон;
что на следующий день, когда Он уже хотел идти в
Галилею, Он нашел Филиппа и сказал ему, чтобы тот
следовал за Ним. Затем Иоанн переходит к повествованию
о Нафанаиле и о том, как на третий день, остановившись
в Галилее, Иисус сотворил известное чудо превращения
воды в вино (Иоан. I, 39 — И, 11). Прочие евангелисты
все это пропустили, сразу повествуя о возвращении Иисуса
в Галилею; отсюда понятно, что Иоанном вставлено не-
сколько дней, о которых умолчали остальные. Но это
отнюдь не противоречит тому месту, в котором Матфей
повествует о словах Господа Петру: "Ты — Петр*, и на
сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф. XVI, 18). Однако,
Симон скорее всего получил новое имя тогда, когда, по
словам Иоанна, было сказано ему: "Ты наречешься Кифа,
что значит "камень" (Петр)" (Иоан. I, 42), так что говоря
после: "Ты — Петр", Господь называет его этим именем
снова, ибо Он не сказал: "Ты будешь называться Петром",
но: "Ты — Петр", потому что ему уже прежде было
сказано: "Ты наречешься".
35. Затем Матфей говорит: "И, оставив Назарет, пришел
и поселился в Капернауме приморском", и т. д. вплоть
до Нагорной проповеди. В той же последовательности
повествует и Марк. Но в то время как Матфей непос-
редственно переходит к той пространной речи, которую
Он произнес на горе, Марк говорит о другом, а именно
о том, что Он учил в синагоге и все изумлялись учению
Его. Он также сказал (о чем упомянул и Матфей после
* Петр — в переводе "камень".
152