Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ститься: "Мне надобно креститься от Тебя"; ведь это он
сказал прежде, чем сошел голубь. Из этого ясно, что хотя
он знал Его (ибо еще во чреве матери возрадовался, когда
Мария прибыла к Елисавете), однако о том, чего он еще
не знал, он узнал только через сошествие голубя, —
именно то, что Он будет крестить некоторым собственным
божественным могуществом в Духе Святом, так что никакой
человек, принявший крещение от Бога, хотя бы и крестил
кого-либо, не мог бы сказать, что ему принадлежит то,
что он сообщает, или то, что Дух Святый подается от
него.
Глава XVI
33. Далее Матфей говорит: "Тогда Иисус возведен был
Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись
сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил
к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи,
чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему
в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек,
но всяким словом, исходящих из уст Божиих", и так далее
до слов: "Тогда оставляет Его диавол, — и се, Ангелы
приступили и служили Ему" (Мф. IV, 1 — 11). Все это
подобным же образом повествует и Лука, хотя и не в
том порядке. Поэтому неизвестно, что было прежде: пока-
заны ли были Ему сначала царства земные, а потом Он
был вознесен на крыло храма; или же это прежде, а то
— после. Однако, пока очевидно, что все это было, не
возникает вопроса по существу; а то, что Лука иными
словами выражает те же самые мысли, не всегда на это
следует обращать внимание, коль скоро истине не нано-
сится никакого ущерба. А Марк свидетельствует, что Он
был искушаем от дьявола сорок дней и сорок ночей; но
он умалчивает, что было сказано Ему и что Он отвечал.
С другой стороны, он не умолчал о том, что Ангелы
служили Ему, о чем ничего не сказал Лука (Лук. IV, 1
— 13; Марк. I, 12, 13). А Иоанн пропустил все это место.
151