Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
было известно; но слушали это те, которые приходили,
ради которых и был самый голос.
А относительно того, что один говорит: "В Котором
Мое благоволение", другой же: "В Тебе Мое благоволение",
то разве не очевидно, что этими словами была сообщена
одна и та же мысль? Это различие в словах полезно тем,
что выраженное однообразно как правило менее понятно
и чаще перетолковывается так и сяк, причем при этом
часто искажается существо дела. Действительно, тот, кто
захочет понимать слова: "В Котором Мое благоволение"
так, что Бог в Сыне имеет Свое благоволение, тот убеж-
дается в этом из слов: "В Тебе Мое благоволение". Из
сказанного ясно, что каждый из евангелистов и запомнил
слова голоса небесного, и для разъяснения той же самой
мысли более свободно изменил эти слова; так что нужно
понимать, что здесь сказано всеми как бы так: "Я утвердил
в Тебе Мое благоволение", т. е. чрез Тебя благоволил
исполнить то, что Мне благоугодно. А то, что по Евангелию
Луки имеют некоторые собрания св. Книг, — то напо-
минает значение слов, содержащихся в псалме: "Ты Сын
Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс. И, 7); хотя этого и не
находится в древнейших греческих собраниях св. Книг,
однако если бы оно могло быть подтверждено некоторыми
достойными доверия списками, то как иначе должно быть
понято, как не в том смысле, что то и другое было
слышно с неба в каком-либо сочетании слов.
Глава XV
32. У Иоанна не повествуется, когда было то, что
говорится о голубе; но приводятся слова Иоанна, припо-
минающего, что он видел. При этом спрашивается, каким
образом сказано: "Я не знал Его; но Пославший меня
крестить в воде сказал мне: "на кого увидишь Духа
сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий
Духом Святым" (Иоан. I, 33). Действительно, если он
тогда познал Его, когда увидел голубя, сходящего на Него,
то каким образом он сказал приходящему, чтобы кре-
150