Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/151"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XIII
30. Затем Матфей продолжает так: "Тогда приходит
Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от
него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно
креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но
Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит
нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает
Его" (Мф. III, 13 — 15). И остальные свидетельствуют,
что Иисус приходил к Иоанну. Но о крещении свиде-
тельствуют трое; впрочем, они умалчивают о словах, ска-
занных Господу Иоанном, и об ответе Господа Иоанну,
которые привел Матфей.
Глава XIV
31. Потом Матфей говорит: "И крестившись Иисус
тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса,
и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь,
и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий:
Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое бла-
говоление". Об этом подобным же образом повествуют и
два другие: Марк и Лука; но относительно слов голоса,
бывшего с неба, изменяют выражения, хотя мысль остает-
ся неприкосновенной. Действительно, фразу, приведенную
Матфеем: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный" другие два
передают словами: "Ты Сын Мой Возлюбленный"; но ведь
и первое выражение, и второе — служат для разъяснения
одной и той же мысли, как мы об этом уже рассудили
выше. В самом деле, голос с неба произнес какое-либо
одно из этих выражений; но евангелист хотел показать,
что слова: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный" предназ-
начены для того, чтобы лучше показать слышащим, что
Он есть Сын Божий, и притом хотел бы представить,
будто сказано: "Ты Сын Мой Возлюбленный", даже если
бы было сказано: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный".
Ведь здесь не Христу показывается то, что Ему и так
149