Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/148"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
довал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого
я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его.
Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом
Святым" (Марк. I, 7, 8). К этим трем присоединяется и
евангелист Иоанн, когда говорит: "Иоанн свидетельствует
о Нем и восклицая говорит: Сей был Toj, о Котором я
сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому
что был прежде меня" (Иоан. I, 15). Таким образом он
показал, что Иоанн Креститель сказал это тогда, когда и
по словам других он говорил то же самое; но он повторил
и напомнил сказанное, когда говорит: "Сей был Тот, о
Котором я сказал...", и т. д.
27. Итак, если спросят, какие именно слова сказал
Иоанн Креститель: те ли, которые вкладывает в его уста
Матфей, или те, которые приводит Лука, или же те,
которые приписал ему Марк, умалчивая об остальном, то
тот, кто благоразумно представляет себе дело так, что
только мысли необходимы для познания истины, в каких
бы словах они ни были выражены, — тот никоим образом
не сочтет необходимым ломать себе голову подобными
вопросами. Конечно, нет противоречия в том, что тот или
другой держится своего, присущего ему одному стилю и
способу выражения. Нет также противоречия и в том,
когда один говорит о том, что другой пропускает. В самом
деле, как кто запомнил, или как кому было по душе
изложить — короче или пространнее, но, безусловно, одну
и ту же мысль, — так тот и излагал.
28. И этим достаточно объясняется то, что главным
образом и относится к делу, а именно: что истина Евангелия
получила высшую степень обязательности, хотя слово Бо-
жие, остающееся неизменным и вечным выше всякого
творения, и преподается твари временными знаками и
языками человеческими; и мы не должны думать, что тот
или другой лжет, если одно и то же обстоятельство
принимают многие, которые его видели или о нем слышали;
или когда меняется расположение слов или одни слова
произносятся вместо других, но при этом слова, рав-
носильные по значению; или если что-либо сказано в
меньшем объеме, — или потому, что вовремя не
146