Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сообщает евангелист Иоанн, — он сказал: "Я глас во-
пиющего в пустыне" (Иоан. I, 23), т. е. ответил так, как
говорил и раньше, призывая совершать покаяние. А об
одежде его и образе жизни Матфей продолжает повествовать
так: "Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса
и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были
акриды и дикий мед". Это же говорит и Марк почти в
тех же выражениях. А прочие два евангелиста об этом
умалчивают.
26. Матфей же продолжает так: "Тогда Иерусалим и
вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих
к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто
внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же
достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе:
"отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из
камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при
корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго
плода, срубают и бросают в огонь; я крещу вас в воде в
покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин
понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым
и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно
Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому
сожжет огнем неугасимым" (Мф. III, 5 — 12).
Все это говорит и Лука, почти повторяя те же слова
Иоанна; там же, где у него есть некоторое различие в
словах, все-таки не уклоняется от того же смысла. Матфей
говорит: "Я крещу вас в воде в покаяние", а этот вставляет
вопрос собравшихся о том, что им делать, и ответ Иоанна
о добрых делах, как о плодах покаяния, — что пропустил
Матфей; затем, так как они в своих сердцах раздумывали,
не есть ли он Христос, то, согласно Матфею, Иоанн
отвечал: "Идущий за мною сильнее меня", а Лука говорит:
"Но идет Сильнейший меня". Далее, Матфей: "Я не
достоин понести обувь Его", а Лука: "У Которого я не
достоин развязать ремень обуви". Об этом говорит и Марк,
хотя об остальном умалчивает, ибо после упоминания об
одежде его и образе жизни он продолжает: "И пропове-
145