Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/146"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XII
25. Матфей об Иоанне говорит так: "В те дни приходит
Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской,
и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Ибо он тот, о котором сказал пророк» Исайя: "глас
вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми
сделайте стези Ему" (Мф. Ill, 1 — 3). Марк и Лука тоже
согласны с тем, что это свидетельство Исайи говорит об
Иоанне. Ибо и многие следующие слова из того же
пророка упоминает Лука, когда повествует об Иоанне
Крестителе. А евангелист Иоанн показывает, что Иоанн
Креститель о самом себе привел то же самое свидетельство
пророка Исайи (Иоан. I, 23), так же, как и Матфей
привел некоторые слова Иоанна, которых другие не при-
вели: "Покайтесь, — говорит, —ибо приблизилось Царство
Небесное"; эти слова Иоанна другие евангелисты про-
пустили.
Но уже то, что следует у Матфея дальше: "Ибо он
тот, о котором сказал пророк Исайя: "глас вопиющего в
пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте
стези Ему", сказано им двусмысленно, ибо трудно понять,
сказал ли это Матфей от своего лица, или же он, следуя
словам Иоанна, присоединил и это, чтобы показать, что
все это сказал Иоанн. Нас не должно приводить в смущение
то обстоятельство, что он не говорит: "Ибо я тот, о
котором сказал пророк Исайя", но говорит: "Ибо он тот".
Действительно, такой оборот речи является обычным у
Матфея и Иоанна, ибо тот же Матфей говорит: "Иисус
увидел человека, сидящего у сбора пошлин" (Мф. IX, 9),
а не: "Увидел меня". Также и Иоанн говорит о себе:
"Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и
знаем, что истинно свидетельство его" (Иоан. XXI, 24);
он не сказал: "Это я" и: "Истинно свидетельство мое".
Сам же Господь весьма часто говорит: "Сын Человеческий"
или: "Сын Божий", а не говорит: "Я".
Итак, и Иоанн Креститель, когда сказал: "Ибо он тот",
вполне мог иметь в виду именно себя. А коли так, то
неудивительно, что на вопрос о том, кто он, — как
144