Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/144"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава X
23. Может быть кто-нибудь скажет и следующее: "Как
же так, ведь по рассказу Луки родители Его во все годы
детства Христа ходили в Иерусалим. Зачем же тогда
говорить о страхе перед Архелаем?" Разрешил этот вопрос
для меня не представляет труда, хотя ни один из еван-
гелистов и не сказал определенно, как долго царствовал
Архелай. В самом деле, ведь могло быть так, что они
среди огромной толпы в день праздника тайно ходили в
Иерусалим, чтобы затем быстро возвратиться обратно,
поскольку боялись жить там в другое время; таким образом,
они и жизнь вели благоговейную, не выказывая небрежения
к великому празднику, и не подвергали Отрока излишним
опасностям. Но так как и о продолжительности царство-
вания Архелая все молчат, то вполне возможно, что слова
Луки об их ежегодном паломничестве в Иерусалим отно-
сятся к тому времени, когда Архелай был им уже не
опасен. Если же в каком-либо повествовании говорится,
что царствование Архелая было достаточно продолжитель-
ным, то сомневаться в этом нет никакой причины. То,
что я сказал выше, достаточно показывает, что родители
Отрока так боялись жить в Иерусалиме, что только по
страху Божию не пропускали торжественного празднества,
во время которого весьма легко могли скрыться; подобное
случается довольно часто, когда выбрав удобное время
люди приближаются к таким местам, в которых жить
страшатся.
Глава XI
24. Отсюда разрешается и такой вопрос: "Когда Ирод
старший, пораженный известием волхвов, был озабочен
тем, что родился царь Иудейский, каким образом могли
они по окончании дней очищения Матери Его безопасно
идти с Ним в храм, чтобы совершить над Ним по Закону
Господню то, о чем повествует Лука?" Действительно, что
удивительного в том, что в течение одного дня Он мог
скрыться от царя, занятого многими другими делами? А
142