Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава VIII
21. Далее, возможно кто-либо спросит: "Когда Матфей
говорит, что Иосиф боялся возвращаться в Иудею из-за
того, что там царствовал Архелай, сын Ирода, то почему
он позже не испугался идти в Галилею, где, по свиде-
тельству Луки, был четвертовластником другой его сын —
Ирод?" Но времена тогда уже были другие: когда Иосиф
решился вернуться в Галилею, ни Архелай уже не был
реальным властителем, ни Ирод, но Понтий Пилат, бывший
не царем иудеев, но наместником Рима; при кесаре Тиверие
сыновья старшего Ирода имели не царскую власть, но
четвертовластие.
Глава IX
22. Может возникнуть и такой вопрос: "Каким образом
Матфей говорит, что с отроком Иисусом родители Его
пошли в Галилею потому, что не хотели идти в Иудею
из-за боязни Архелая, хотя кажется, что они пошли в
Галилею скорее потому, что в Галилее был их город
Назарет, о чем не умолчал Лука". Но следует иметь в
виду, что когда Ангел во сне сказал Иосифу в Египте:
"Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю
Израилеву", Иосифом первоначально это было понято так,
что ему будто бы велено отправиться в Иудею — ведь
она первоначально могла быть понята им как земля
Израилева; но затем, когда он узнал, что там царствует
сын Ирода Архелай, он не захотел подвергаться лишней
опасности, хотя под землею Израилевою тогда можно было
подразумевать и Галилею, потому что и ее населял народ
израильский. Впрочем, этот вопрос может быть разрешен
и другим способом, а именно: что родителям Христа могло
показаться, что с таким Отроком, о Котором они получили
такие ангельские указания, необходимо было жить только
в Иерусалиме, где был храм Господа, и потому, возвращаясь
из Египта, они и хотели бы идти туда и жить там, если
бы только не страшились присутствия Архелая.
141