Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
по смерти Ирода, — что случилось в дни Его детства
или отрочества, как это можно понять из того, что Лука
сообщил о том, что Он сделал в храме Иерусалимском
когда Ему было двенадцать лет, — Матфей, сказав о
возвращении из Египта, вслед за тем говорит: "В те дни
приходит Иоанн Креститель", имея в виду цс только дни
Его детства, но и все дни от Его рождения до того
времени, когда начал проповедовать и крестить Иоанн и
когда Христос был уже юношей, потому что Он и Иоанн
были сверстниками, и повествуя о том, что Ему было
почти тридцать лет, когда был Он крещен Иоанном.
Глава VII
20. Конечно, иных может смутить то повествование
Луки об Ироде, когда он упоминает о том, что в дни
крещения Иоанна Ирод был четвертовластником Галилеи,
т. е. в то время, когда и Господь был крещен; а Матфей
говорит, что отрок Иисус возвратился из Египта уже после
смерти Ирода. То и другое может быть истинным только
в том случае, если существовало два Ирода. И хотя всякому
очевидно, что это вполне могло быть, однако какое-то
ослепление заставляет безумствовать тех, которые более
склонны к злословию евангельской истины, чем к малому
размышлению, чтобы уразуметь, что здесь одним именем
названо два человека. Примеров этому мы встречаем
предостаточно. Ведь этот последний Ирод признается сы-
ном первого, также как и Архелай, которого Матфей
называет наследником царства в Иудее после смерти отца;
также как и Филипп, которого Лука называет братом
четвертовластника Ирода и в то же время — четвертов-
ластником Итуреи; а тот Ирод, который искал души
младенца Христа, был царем; второй же Ирод, его сын,
назван не царем, а четвертовластником (тетрархом), како-
вым словом обозначается поставленный над четвертой
частью царства.
140