Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/141"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
четырех евангелистов, сказав о Слове Божьем, Которое
есть также и Сын прежде всех веков творения, потому
что все сотворено через Него, сообщает о проповедании
и свидетельстве Иоанна, говоря: "Был человек, посланный
от Бога; имя ему Иоанн" (Иоан. I, 6).
Из этого видно, что повествования четырех евангелистов
об Иоанне Крестителе ни в чем не противоречат друг
другу: не таковы они, чтобы мы должны были подробно
все исследовать и задавать вопросы, как мы только что
сделали это, говоря о рождении Христа от Марии и о
том, как соглашаются между собою Матфей и Лука, так
что мы из повествования того и другого составили одно,
показав для наименее понятливых, что каждый из них,
упоминая о том, о чем другой умалчивает, или умалчивая
о том, о чем другой упоминает, не препятствует надле-
жащему пониманию повествования другого, чтобы по этому
образцу, — или так, как сделал я, или как-либо иначе,
каждый видел, что и в прочих местах можно сделать так,
как сделано здесь.
19. Итак, как я уже сказал, мы видим согласие четырех
благовестников об Иоанне Крестителе. Матфей говорит:
"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в
пустыне Иудейской". Марк не говорит: "В те дни", так
как он не предпослал никакого рода событий, из которых
было бы ясно, о каких днях он говорит, если бы он
сказал: "В те дни". А Лука, перечислив земные власти
более ясно указал на время проповеди или крещения
Иоанна, говоря так: "В пятнадцатый же год правления
Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в
Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп,
брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской
области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при
первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к
Иоанну, сыну Захарии, в пустыне".
Нам, однако, не следует думать, будто Матфей обоз-
начает только это время, т. е. время этих правителей,
когда говорит: "В те дни"; он, конечно же, подразумевал
гораздо больший отрезок времени. Действительно, как
только Матфей рассказал о возвращении Христа из Египта
139