Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
слышавшие Его, изумлялись Его благоразумию и Его
ответам. И Матерь Его сказала: "Сын мой! Что ты сделал
с нами? Вот отец Твой и я с горестью искали Тебя". И
Он сказал им: "Зачем вы искали Меня? Разве вы не
знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит
Отцу Моему". Но они не поняли, что Он ям сказал. И
ушел Он с ними и прибыл в Назарет, и был у них в
повиновении. И Матерь Его сохранила все слова сии в
сердце Своем. А Иисус преуспевал в премудрости, возрастал
и был в любви у Бога и людей".
Глава VI
18. С этого момента начинается повествование о про-
поведи Иоанна, о которой говорят все четверо. Ибо и
Матфей после слов, которые я привел выше, а именно
тех, в которых он приводит свидетельство из пророка:
"Он Назареем наречется", говорит: "В те дни приходит
Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской"
(Мф. III, 1). А Марк, который ничего не повествовал о
рождении, детстве и отрочестве Господа, с этой проповеди
начинает благовестие, ибо у него такое вступление: "Начало
Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у
пророков: "Вот, Я посылаю Ангела Моего пред Лицем
Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". "Глас
вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми
сделайте стези Его". Явился Иоанн, крестя в пустыне и
проповедуя крещение покаяния для прощения грехов"
(Марк. I, 1 — 4). Также и Лука после слов: "Иисус же
преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога
и человеков", переходит к проповеди Иоанна: "В пятнад-
цатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий
Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовласт-
ником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником
в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертов-
ластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и
Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в
пустыне" (Лук. III, 1, 2). А Иоанн, возвышеннейший из
138