Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/14"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
16. В виду сказанного, если нам и нравится стих
Марония: "счастлив, кто сумел познать причины вещей"
(Георг., кн. 2, ст. 490), то мы не думаем, что для
достижения счастья важно знать причины многих движений
в мире, сокрытых в сокровеннейших тайниках природы:
"откуда землетрясения, какою силой возмущаются глубокие
моря и, разламывая все встречающееся на пути, снова
сами собой утихают" (там же, ст. 479, 480); и прочее в
этом же роде. Нам необходимо знать причины добрых и
злых вещей (т. е., добра и зла) настолько, насколько
возможно их знать человеку в этой жизни, полной за-
блуждений и бедствий, для их же избежания. Естественно,
необходимо стремиться к такому счастью, когда бы нас
не беспокоила никакая скорбь, когда мы были бы совсем
свободны от ошибок. И если бы нам были известны
причины движения тел, то нам следовало бы, прежде
всего, познать те, от которых зависит наше здоровье. Когда
же, не зная их, мы обращаемся к врачам, то разве не
ясно, насколько мы терпеливы в незнании того, что
скрывает нас от тайн неба и земли.
17. Хотя и нужно, по возможности, остерегаться ошибок
не только в делах больших, но и в малых, и хотя причина
заблуждений заключена в незнании, отсюда, однако же,
следует, что постоянно ошибается не тот, кто чего-нибудь
не знает, но тот, кто полагает себя знающим что-либо,
чего он на самом деле не знает. Он принимает ложное
за истинное, а это и значит ошибаться. Причем имеет
большое значение и то, в чем именно он ошибается. По
отношению к одному и тому же предмету знающий не-
предубежденным разумом предпочитается незнающему и
тот, кто не ошибается, — заблуждающемуся. В различных
же предметах, т. е. когда один знает одно, другой —
другое, один — более полезное, другой же — менее
полезное или даже вредное, то в этом последнем случае
кто не предпочел бы незнающего знающему? Есть нечто
такое, что лучше не знать, чем знать. Равным образом,
в известное время блуждание для некоторых было полезно,
хотя только блуждание по обыкновенной дороге, а не по
пути нравственной жизни. И с нами самими случилось
12