Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в тот час приблизившись, исповедала Господа и говорила
о Нем всем, которые в Иерусалиме ожидали избавления.
И вот, когда они совершали все по закону Господню,
явился Ангел Господень Иосифу во сне и сказал: "Встань,
возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь
там, пока я не скажу тебе, потому что Ирод будет искать
Младенца, чтобы погубить Его". И встал Иосиф, взял
Младенца и Матерь Его и ночью ушел в Египет. И был
он там до кончины Ирода, так что исполнилось сказанное
Господом через пророка, который говорит: "Из Египта Я
призвал сына Своего'*. Ирод же, видя, что он был обманут
волхвами, сильно разгневался и послал избить всех мла-
денцев, которые были в Вифлееме и во всех пределах его
от двух лет и меньше, т. е. соответственно времени,
которое он узнал от волхвов. Тогда исполнилось то, что
было сказано в словах пророка Иеремии: "В Раме слышен
был голос, плач и рыдания великие: Рахиль, плачущая о
детях своих и не хотящая утешиться, потому что их нет".
А после смерти Ирода Ангел Господень снова явился во
сне Иосифу, говоря: "Встань, возьми Младенца и Матерь
Его и иди в землю Израилеву, потому что умерли искавшие
душу Младенца". И тот взял Младенца и Матерь Его и
пошел в землю Израилеву. Но слыша, что Архелай царствует
в Иудее вместо Ирода, отца своего, побоялся идти туда
и, получив уведомление во сне, пошел в Галилею и
остановился в городе Назарет, так что исполнилось ска-
занное через пророков, что Он назовется Назарянином.
Меж тем Младенец, исполненный премудрости, рос и
мужал, и благодать Божия была в Нем. И родители Его
ежегодно ходили в Иерусалим в дни праздника Пасхи; а
когда Он был двенадцати лет, и когда, как обычно, они
в дни праздника пошли в Иерусалим, а затем после
окончания его возвращались обратно, отрок Иисус остался
в Иерусалиме, а родители Его не знали об этом. Пред-
полагая, что он находится среди спутников, провели они
день в пути и лишь потом стали искать Его среди родных
и знакомых, и не найдя, возвратились в Иерусалим. И
было так, что спустя три дня нашли Его в храме сидящим
среди учителей, слушающим и спрашивающим их. И все,
137