Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Сына Своего Первородного, запеленала и положила Его
в яслях, потому что для них не было места в гостинице.
И были в том месте пастухи, не спавшие и проводившие
ночную стражу над своим стадом; и вот вблизи их стал
Ангел Господень, и сияние Божие окружило их, и они
почувствовали великий страх. И сказал им Ангел: "Не
бойтесь! Вот я возвещаю вам великую радость, которая
будет всем людям, потому что ныне родился вам Спаситель,
Который есть Владыка Христос из рода Давидова. И вот
вам знак: вы найдете младенца, повитого пеленами и
лежащего в яслях". И внезапно с Ангелом явилось воинство
небесное, которое прославляло Бога и говорило: "Слава
в вышних Богу, и на земле мир людям доброй воли". И
было так, что когда Ангелы отошли на небо, пастухи
стали говорить один другому: "Пойдем в Вифлеем и увидим
совершившееся". И они пошли и разыскали Марию,
Иосифа и Младенца, лежащего в яслях; и из слова, которое
было сказано им об этом Младенце, они Его узнали. Все,
кто слышали это, удивлялись. А Мария сохранила все
слова сии, собирая их в сердце Своем. Пастухи же
возвратились назад, прославляя и восхваляя Бога за все,
что они видели и слышали. И после того, как исполнились
дни, чтобы обрезать Младенца, дано Ему было имя
"Иисус", предвозвещенное Ангелом прежде, чем Он был
зачат во чреве.
И вот с востока пришли волхвы в Иерусалим, вопрошая:
"Где Царь Иудейский, Который родился? Ибо мы видели
звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Царь
Ирод, услышав это, смутился, и весь Иерусалим с ним.
И созвал он всех главных священников и книжников и
спрашивал у них, где должен родиться Христос. А они
сказали ему: "В Вифлееме Иудином, ибо так написано
пророком: "И ты, Вифлеем, земля Иуды, нисколько не
меньшая в числе владений Иуды; ибо из тебя выйдет
Вождь, Который будет управлять народом Моим Израилем".
Тогда Ирод тайно призвал волхвов и тщательно разузнал
У них время появления звезды. И, отправляя их в Вифлеем,
сказал: "Идите и тщательно расспросите о Младенце, и
когда найдете, то сообщите мне, чтобы и я мог поклониться
135