Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Когда Елисавете пришло время родить, она родила
сына. И услышали соседи ее и близкие ее, что Господь
возвеличил милосердие Свое над нею и приветствовали
ее. И было так, что в день восьмой собрались обрезать
младенца и хотели назвать его в честь отца Захарией. А
матерь его, напротив, говорила: "Нет, назовем его Иоан-
ном". Ей возражали: "В роде твоем нет никого, кто
назывался бы этим именем", и знаками спрашивали отца
его, каким именем желал бы он назвать сына. Он же,
попросив дощечку, написал: "Иоанн". Тогда же открылись
уста его и развязался язык его, и он стал говорить,
благословляя Бога. И был страх над всеми соседями их,
и по всей нагорной части Иудеи распространилась молва
об этом. И все, слышавшие об этом, вопрошали: "Что
же это будет за дитя?" Ибо рука Господня была на нем.
А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и проро-
чествовал, говоря так: "Благословен Господь Бог Израилев,
что Он посетил и совершил избавление народа Своего, и
воздвиг нам рог спасения в доме Давида, отрока Своего,
как говорил устами бывших от века пророков Своих, —
спасение от врагов наших и от руки всех, ненавидящих
нас, чтобы оказать милосердие отцам нашим и воспомянуть
завет Свой святый, клятву, которую Он дал отцу нашему
Аврааму, что Он даст нам, чтобы мы, освобожденные от
руки врагов наших, безбоязненно служили Ему в святости
и праведности пред лицом Его во все дни наши. И ты,
дитя, назовешься пророком Всевышнего, ибо будешь идти
пред лицом Господа — уготовлять пути Его для того,
чтобы дать познание о спасении народу Его, для отпущения
грехов их". Младенец же рос и укреплялся духом, и был
в пустыне до дня появления своего в Израиле.
Случилось же в те дни, что кесарь Август повелел
провести перепись всех народов. И пошли все, чтобы
каждому явиться в своем городе. Вышел и Иосиф из
Назарета Галилейского в Иудею, в город Давидов, назы-
вающийся Вифлеем, потому что он был из дома и семейства
Давидова, с обрученною ему в жены Мариею, чтобы
явиться к переписи. И было так, что когда они пришли
туда, то исполнилось время Ей родить, и Она родила
134