Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/133"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
желает говорить, так соединяет повествуемое с тем, о чем
говорил, что то и другое кажется следующим друг за
другом непосредственно. Но так как один говорит о том,
о чем другой умолчал, то тщательно рассмотренный порядок
показывает, где именно произошло это умолчание. И таким
образом становится понятным, что там, где Матфей говорил
о волхвах, получивших повеление во сне не возвращаться
к Ироду и другим путем возвратившихся в свою страну,
там он пропустил то, что Лука сообщил бывшее с Господом
в храме и слова Симеона и Анны; и с другой стороны,
там, где Лука опустил повествование об отправлении в
Египет, о котором рассказывает Матфей, он ввел как-будто
непосредственно бывшее затем возвращение в Назарет.
17. Но если бы кто-либо захотел составить в целом
виде одно повествование из всего того, что рассказывается
или пропускается в обоих повествованиях тем и другим
о рождестве Христа, Его младенчестве и детстве, тот мог
бы это сделать приблизительно так: "Рождество Христово
произошло при следующих обстоятельствах: в дни Ирода,
царя Иудейского, жил некий священник по имени Захария,
из рода Авии, а жена у него была из дочерей Аароновых
и звали ее Елисавета. И были они праведны перед Богом,
поступая по всем заповедям и оправданиям Господа без
уклонений. И не было у них сына, ибо Елисавета была
бесплодна, и оба они были преклонны в днях своих.
Однажды случилось так, что когда он отправлял священ-
нослужение перед Богом в порядке своей очереди (ибо
ему выпал жребий, согласно с обычаями священнослу-
жения, совершить служение в храме Господнем), народ
же совершал молитвы вне храма, явился ему Ангел Гос-
подень, стоящий по правую сторону кадильного жерт-
венника; Захария, увидев его, был смущен и страх напал
на него. Но Ангел сказал ему: "Не бойся, Захария, ибо
услышана молитва твоя, и твоя жена Елисавета родит тебе
сына, которого ты назовешь Иоанн, и он будет тебе
радостью и весельем и многие рождением его возвеселятся,
ибо он будет велик перед Господом: и не будет он пить
вина, и еще от чрева матери исполнится Духом Божьим;
многих сынов Израилевых обратит он к Господу Богу, и
131