Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/132"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
далее до того места, где написано о волхвах, что они
"получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду,
иным путем отошли в страну свою'* (Мф. II, 1 — 12).
Все это Лука опустил, как и Матфей, со своей стороны,
не рассказал о том, что Господь был положен в яслях, и
о том, что пастухам о Его рождении было возвещено
Ангелом, и что с Ангелом было множество воинства
небесного, хвалящего Бога, и что пастухи пришли и видели,
что все, возвещенное им от Ангела, истинно, и что имя
Свое Он получил в день обрезания, и что после дней
очищения Марии, как повествует тот же Лука, принесли
Его в Иерусалим, и о том, что сказали Симеон и Анна,
когда, исполнившись Духа Святого, узнали Его в храме,
— обо всем этом Матфей умалчивает.
16. Поэтому естественно спросить: когда произошло то,
что опускает Матфей, а сообщает Лука, или то, что
опускает Лука, а сообщает Матфей. Действительно, Матфей
после рассказа о возвращении в страну свою пришедших
с востока волхвов продолжает повествовать, что Иосиф
был убежден Ангелом бежать с Младенцем в Египет, чтобы
Он не был умерщвлен Иродом; потом Ирод, не нашедши
Его, убил мальчиков от двух лет и младше; а после
погребения Ирода Иосиф возвратился из Египта и, услы-
шав, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца
своего, жил с Мальчиком в городе Галилеи Назарете. Обо
всем этом Лука умалчивает. Но и поэтому не может
казаться противоречивым повествование, что этот сообщает
о том, о чем тот умалчивает, или тот упоминает о том,
о чем этот не говорит. Однако спрашивается, когда могло
происходить то, что рассказал Матфей об отправлении в
Египет и возвращении оттуда после смерти Ирода, чтобы
уже поселиться в Назарете, когда Лука упоминает, что
они возвратились туда после того, как совершили в храме
все то, что надлежало по Закону совершить над Младенцем?
Тут следует заметить (и это впоследствии будет иметь
силу и для других подобных мест, чтобы они также не
смущали и не тревожили дух), что каждый евангелист так
составляет свою речь, чтобы ряд повествования не казался
с каким-либо пропуском: умалчивая о том, о чем не
130