Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
обозначается отпущение и уничтожение всех грехов, каковое
и Сам Господь ясно указал через таинственное значение
этого числа, говоря, что согрешающему должно отпускать
не только семь раз, но семьдесят раз семь (Мф. XVIII,
22).
13. Если тщательно исследовать, то окажется, что это
число не случайно относится к отпущению всех грехов.
В самом деле, десятеричное число показывается в Законе
как число праведности. Но грех есть преступление Закона,
и, конечно, преступление десяти, как символа Закона,
вполне пригодно выразить не десятикратным числом. По-
этому и в скинии было приказано сделать одиннадцать
шерстяных покрывал (Исх. XXVI, 7). Но кто усомнится
в том, что шерсть относится к числу знаков греха? При
этом, так как наше время обращается в семидневных
неделях, то вполне логично, что все грехи подходят под
число одиннадцать, взятое семь раз. И в этом-то количестве,
по искуплении нас плотью Священника нашего Христа,
совершается полное отпущение грехов; от Него это число
получает начало, и по примирении нас с Богом к Нему
это число переходит через Духа Святого, который в виде
голубя явился в том крещении, после которого и упомина-
ется это число (Лук. III, 22).
Глава V
14. После перечисления родов Матфей продолжает таким
образом: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении
Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались
они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого"
(Мф. I, 18). Как все это произошло (Матфей об этом
умалчивает), Лука изложил после упоминания о зачатии
Иоанна, повествуя так: "В шестой же месяц послан был
Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый
Назарет. К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из
дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к ней,
сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: благосло-
венна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась
128