Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/13"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
добре и вовсе существовать не может. Добро, впрочем,
может и без зла. Человек или ангел может и не быть
несправедливым, но никто не может быть несправедливым,
кроме человека или ангела. И добро это — человек, добро
— ангел, зло же — несправедливость. И эти две противо-
положности так существуют вместе, что если бы не было
добра, в котором не было бы зла, то зла не могло бы
быть совершенно, потому что порче не только негде было
бы существовать, но и неоткуда было бы и возникнуть;
подвергаться порче может лишь что-либо доброе, и порча
есть не что иное, как устранение добра. Итак, зло про-
изошло из добра, и иначе как в каком-нибудь добре не
существует; и не было ничего другого, откуда могла бы
возникнуть какая-либо природа зла. Ибо, если бы она
существовала, то, будучи природой, была бы, конечно,
доброй: коль скоро природа эта не подвержена порче, она
была бы большим добром, но даже и подверженная порче
природа была бы все-таки добром, уничтожением или
умалением какового порча могла бы ей повредить.
15. Однако, когда мы говорим, что зло произошло из
добра, пусть не подумает кто-либо, что это противоречит
изречению Господа: "не может дерево доброе приносить
плоды худые" (Мф. VII, 18). Нельзя, так говорит Истина,
собирать виноград с терновника, потому что одно не может
происходить от другого; но из хорошей земли, как мы
видим, могут расти и виноградные лозы, и терновник.
Точно также, хотя худое дерево и не может приносить
хорошие плоды, т. е. злая воля не может производить
добрые дела, но из доброй природы человека может
произойти как добрая воля, так и злая; и нет другого
источника злой воли, кроме доброй природы ангела и
человека. На это весьма ясно указал сам Господь в том
же месте, где говорил о дереве и плодах. Он говорит:
"или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или
признайте дерево худым и плод его худым" (Мф. XII,
33), говорит так, напоминая о том, что именно от хорошего
дерева худые плоды или от худого дерева хорошие плоды
происходить не могут, но из самой земли могут произрасти
оба дерева.
11