Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
стороны, Иоанн дал Ему свидетельство словами: "Вот
Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан.
I, 29). По восходящей он миновал Авраама и дошел до
Бога, с Которым мы примиряемся по очищении и искуп-
лении. По заслуге Он принял род по усыновлению, ибо
мы через усыновление делаемся чадами Божиими, веруя
в Сына Божия. А через плотское рождение Сын Божий
главным образом ради нас сделался сыном человеческим.
Но Лука достаточно показал, что он назвал Иосифа сыном
Илии не потому, что он был рожден от него, но потому,
что он был им усыновлен, подобно тому как и самого
Адама он назвал сыном Божиим не вследствие сотворения
от Бога, но потому, что по благодати, которую он после
греха утратил, Адам был помещен в раю как сын.
12. Потому-то в поколениях у Матфея показывается
принятие Господом Христом наших грехов, а в поколениях
у Луки обозначается уничтожение наших грехов Господом
Христом. Поэтому первый излагает их по нисходящей, а
второй — по восходящей. Ибо слово апостола: "Бог послал
Сына Своего в подобии плоти греховной" указывает на
принятие грехов, а его прибавление: "в жертву за грех и
осудил грех во плоти" (Рим. VIII, 3) обозначает очищение
от грехов. Потому Матфей нисходит от самого Давида
через Соломона, с матерью которого Давид согрешил (II
Цар. XI, 4). А Лука восходит к Давиду от Нафана, через
которого Бог очистил грех его (II Цар. XII, 1 — 14). К
тому же и само число поколений, передаваемое Лукой,
самым несомненным образом показывает уничтожение гре-
хов. Действительно, так как к беззакониям людским не
присоединилось ни одного беззакония от Христа, Который
не соделал ни одного греха, хотя принял их в плоти
Своей, то у Матфея, за исключением Христа, мы видим
число сорок. А так как Он соединил нас, очищенных и
искупленных от всякого греха, с праведностью Отца и
Сына, так что было по слову апостола: "А соединяющийся
с Господом есть один дух (с Господом)" (II Кор. VI, 17),
то в перечислении Луки называется и Сам Христос, с
Которого и начинается перечисление, и Бог, до Которого
оно доходит, и получается число семьдесят семь, которым
5 Зак. 3645
127