Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и грешный где явится?" (I Петр. IV, 17, 18). К нам же
относится и дальнейшее слово: "Сокрушишь их, как сосуд
глиняный" (Пс. II, 9). По этому правилу управляются
нечестивые, а злые уничтожаются; как те, так и другие
упоминаются совместно вследствие одних и тех же таинств,
которые у добрых и злых одни и те же.
9. Итак то, что это — суть таинственное число трудных
времен, когда мы под управлением Христовым вели борьбу
против дьявола, показывается также и тем, что и Закон
освятил сорок дней поста, т. е. смирения души, и пророки
явили через Моисея и Илью, которые постились в течение
сорока дней (Исх. XXXIV, 28 и 3; Цар. XIX, 8), и
Евангелие являет через пост самого Господа, когда в
течение сорока дней Он был искушаем от дьявола (Мф.
IV, 1, 2), изображая в плоти Своей, которую удостоился
принять от нашей смертности, не что иное, как наше
искушение в течение всего этого времени. Также и после
воскресения Своего Он восхотел пробыть с учениками
Своими не более сорока дней на этой земле, проводя еще
вполне человеческую жизнь и принимая вместе с ними
пищу смертных, хотя уже не должен был более подверг-
нуться смерти, чтобы самими этими сороками днями
показать им, что Он желает исполнить сокровенное на-
стоящее, так как говорит: "Я с вами во все дни до
скончания века" (Мф. XXVIII, 20). Значит, это число
обозначает временную и земную жизнь; тут, прежде всего,
представляется такая причина (хотя может быть есть и
другая, более таинственная): что и времена года проходят
через четыре смены, и сам мир разделяется на четыре
части, которые св. Писание некогда называет именем
четырех ветров, Восток, Запад, Север и Юг (Зах. XIV, 4);
а сорок имеет четыре раза по десять. Затем, само число
десять завершается единицей, следующей за четырьмя два
раза.
10. Итак, Матфей, говоря о Царе Христе, приходящем
в этот мир и в эту земную и смертную жизнь для
управления нами, находящимися в трудностях искушений,
начал с Авраама и перечислил сорок человек. Христос
явился в плоти от того самого еврейского народа, для
125