Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/125"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
по своей природе происходим и мы, чтобы, приняв участие
по любви в нашей смертности, сделать нас причастными
Своей божественности по усыновлению. Действительно,
апостол говорит так: "Когда пришла полнота времени, Бог
послал Сына Своего, Который родился от жены, подчи-
нился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам
получить усыновление" (Гал. IV, 4, 5). Однако же и мы
называемся рожденными от Бога, т. е. мы, уже бывшие
людьми, получили возможность сделаться сынами Его, но
сделаться по милости, а не по природе.
Ведь если бы мы были сынами по природе, то никогда
не сделались бы чем-либо иным, потому что Иоанн говорит
так: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя
Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от
крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от
Бога родились" (Иоан. I, 12, 13). Итак, он называет
сынами Божиими от Бога тех же самых, которых называет
сынами по полученной милости, — а это и означает то
усыновление, о котором говорит Павел. При этом, чтобы
яснее показать, какой благодатью это было, он говорит:
"И Слово стало плотию и обитало с нами" (Иоан. I, 14);
он как бы говорит: "Что удивительного в том, что сделались
сынами Божиими, хотя и были плотию, те, ради которых
Единственный Сын стал плотию, хотя был Словом. С тем
только различием, что мы, сделавшись сынами Божиими,
изменяемся к лучшему, а Он, Сын Божий, когда сделался
человеком, то к худшему не изменился, но только вос-
принял низшее". И Иаков говорит: "Восхотев, родил Он
нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком
Его созданий" (Иак. I, 18). Но чтобы в слове "родил"
нам не почудилось, будто и мы сделались тем, что есть
Бог, для этого он ясно показал, что в этом усыновлении
нам уступлено только некоторое начинание в творении.
7. Итак, если бы даже Лука и сказал, что Он родился
от того Иосифа, которым был усыновлен, то и это было
бы не лишено оснований. В самом деле, ведь он родил
Его не в том смысле, чтобы Ему быть человеком, но
чтобы быть сыном, подобно тому, как и нас Бог родил,
чтобы быть нам сынами Того, Кто сотворил нас, чтобы
123