Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
было бы достаточно признать Христа потомком Давида
по той только причине, по которой и Иосиф вполне
правильно называется Его отцом; но еще менее мы должны
сомневаться, что и сама Мария имеет некоторое кровное
родство с потомством Давида, потому что апостол Павел
вполне ясно говорит, что Христос по плоти от семени
Давидова (Рим. I, 3). Он не умалчивает также и относитель-
но священнического рода этой Жены, ибо Лука внушает
мысль, что Ее родственницей была Елисавета, которая,
по его словам, была из дочерей Аарона (Лук. I, 36, 5).
Следует твердо держаться того мнения, что плоть Христова
произошла от обоих родов, а именно: от царского и
священнического, которые, по традиции еврейского народа,
получали таинственное помазание, или хрисму, от чего и
производится имя Христос, предвозвещенное задолго до
Его пришествия.
Глава III
5. А кого беспокоит то обстоятельство, что евангелист
Матфей перечисляет одних предков Христа, по нисходящей
от Давида до Иосифа (Мф. I, 1 — 16), а евангелист Лука
перечисляет других, по восходящей от Иосифа до Давида
(Лук. III, 23 —■ 38), тех легко убедить, чтобы они обратили
внимание на то, что Иосиф мог иметь двух предков,
одного, от которого он родился, и другого, которым он
был усыновлен. Действительно, у этого народа Божия был
древний обычай усыновления, так что у них детьми
считались и те, которых они не родили; потому что, не
говоря уж о дочери фараона, усыновившей Моисея (Исх.
Н, 10), сам Иаков усыновил внуков своих, родившихся
от Иосифа, сказав так: "И ныне два сына твои, родившиеся
тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в
Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон,
будут мои. Дети же твои, что родятся от тебя после них,
будут твои" (Быт. XLVIII, 5, 6). Отсюда и вышло, что у
Израиля было двенадцать колен, исключая колено Левия,
которое служило при храме, хотя в действительности их
121