Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что не следует отделять его от супружества с Марией,
хотя она и родила Его будучи девой, а не от союза с
Иосифом. Этим примером прекрасно явлено всем веру-
ющим, находящимся в браке, что супружество может
сохраняться и называться таковым даже и при соблюдении
телесного воздержания по взаимному согласию, но с сох-
ранением душевной склонности; ведь и у Иосифа и девы
Марии родился Сын без всякого плотского соития, каковое
должно иметь место только ради рождения детей. Поэтому
не должно называть Иосифа отцом Христа, так как он
не родил Его от плотского союза, хотя он поистине был
и отцом Его, ибо усыновил рожденного от своей жены.
3. Впрочем, Христа многие действительно считали сыном
Иосифа, как будто Он в самом деле родился от его плоти;
но это потому, что тогда мало кто знал о девстве Марии.
В самом деле, Лука говорит: "Иисус... был лет тридцати,
и был, как думали, сын Иосифов" (Лук. III, 23). Но и
Лука нисколько не колеблясь называл обоих супругов Его
родителями, а не одну только Марию, когда говорил:
"Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник
Пасхи" (Лук. II, 41). А если кто-либо думает, что здесь
идет речь о Марии и ее кровных родственниках, пусть
прочтет там же у Луки: "Иосиф же и Матерь Его дивились
сказанному о Нем" (Лук. II, 33). Итак, если он сам
повествует, что Христос рожден не от союза с Иосифом,
а от девы Марии, то почему этого последнего он называет
отцом Его, как не потому, что и мужем Марии мы считаем
его не по плотскому союзу, а по союзу супружескому.
Поэтому и отцом Христа, родившегося от его супруги, он
был более подходящим, чем если бы Он был усыновлен
Иосифом откуда-то со стороны. Отсюда ясно, что слова
"как думали, сын Иосифов" сказаны тем, кто воображал,
что Он рожден от Иосифа подобно другим людям.
Глава II
4. И поэтому, если бы кто-либо захотел доказать, что
Мария не происходит от Давида по кровному родству, то
120