Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/119"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XXXV
53. Так как Христос есть Премудрость Божья, через
Которую все сотворено, и так как все умные силы ангелов
ли то, или людей, бывают мудры только в общении с
Тем, к Которому мы прилепляемя через Святого Духа, —
благодаря Которому в сердцах наших разливается любовь,
— то эта Троица есть единый Бог. Потому для смертных
существ, временная жизнь которых проходит в земных
делах и всяческой суете, божественным промыслом было
решено, чтобы та же самая Премудрость, приняв в единство
лица Своего человека, чтобы в Нем временно родиться,
жить, умереть и воскреснуть, проповедуя и совершая то,
что направлено к нашему спасению, претерпевая и страдая,
была для людей, пребывающих в дольнем мире, примером
для восстановления их единства, а тем ангелам, которые
пребывают в мире горнем, примером постоянства. Ведь
если бы в природе разумной души не произошло чего-
нибудь подобного, т. е. не начало быть нечто такое, чего
прежде не было, то она никогда не перешла бы от жизни
нечестивой и неразумной к жизни мудрой и блаженной.
А благодаря этому, — так как истина людей созерцающих
наслаждается вечными предметами, а вера людей верующих
нуждается в предметах, имеющих начало во времени, —
человек очищается верой в предметы временные, чтобы
достигнуть истинного познания о вечном.
В самом деле, ведь и знаменитейший языческий мудрец
Платон в своей книге "Тимей" говорит так: "Сколь великое
значение имеет вечность для того, что родилось, столь же
великое значение имеет истина для веры". Вечность и
истина пребывают в умопостигаемом, рождающееся же и
вера — в телесном. Итак, чтобы нам быть призванными
от низшего к высшему, рожденное и воспринимает веч-
ность; к истине же должно восходить путем веры. А так
как все то, что пребывает в противоречии, соединяется
через нечто среднее, и от вечной праведности нас отдалила
временная неправда, то и возникла необходимость в средней
временной праведности; и это среднее со стороны низшего
было временным, а со стороны высшего — праведным;
117