Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/118"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
разрешению евангельских вопросов, где, на первый взгляд,
четыре евангелиста кое в чем не согласны между собою,
то после изложения, — насколько это возможно, —
намерения каждого из них в отдельности, мне необходимо
было дать ответ на часто возникающее недоумение: почему
мы не можем представить никаких писаний самого Христа.
Ибо многие язычники хотели бы верить, будто Он написал
нечто такое, — уж и не знаю что, — что могло бы им
понравиться, поскольку там, дескать, не было ничего
против их богов; иные даже желали бы приписать Ему
почитание их идолов, осуществленное посредством волх-
вования; с другой стороны, им очень хотелось бы верить,
будто ученики Его не только лживо говорили о Нем,
утверждая, что Он — Бог, Которым создано все, в то
время как Он был простым человеком, хотя и превосхо-
дящим других в мудрости, но еще и о богах их учили
не так, как научились от Него.
Потому-то нам и следует настойчиво обличать их за-
блуждения о Боге Израилевом, Который через Церковь
Христову почитается всеми народами и уже повсюду ус-
транил их святотатственную суету, как об этом Господь
предвозвестил через пророков, и как исполнил предска-
занное через имя Христово, в Котором обещал благосло-
вение всем народам. Из этого они должны понять, что
ни Христос не мог учить относительно их богов иначе,
чем Бог Израилев повелел и предсказал через пророков
Своих, чьими устами обетовал и послал самого Христа,
во имя Которого, — согласно обетованию, данному пра-
отцам, когда благословились все народы, — было то, что
и сам Бог Израилев стал называться Богом всей земли;
ни ученики Его не отступили от учения своего Учителя,
когда запрещали почитать богов языческих, чтобы мы не
поклонялись бесчувственным изображениям, не имели об-
щения с демонами и не совершали служения твари больше,
чем Творцу в послушании веры.
116