Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/116"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
рушится и гибнет". Но пусть они прочитают в книгах
своих прорицателей, что это должно было с ними случиться
из-за христиан; пусть прочитают там, где, — если не
Христос, Которого они хотят видеть почитателем своих
богов, — то по крайней мере Бог Израилев был бы
осужден и представлен ненавистным, о Котором известно,
что Он — их ниспровергатель. Но они это представят
только тогда, когда, может быть, что-либо выдумают. Когда
же они это представят, то само собою откроется, что
столь важное обстоятельство представляется столь неизвес-
тным, хотя оно, для предуготовления и предвещания
желающих или не желающих быть христианами, конечно,
должно было обнародоваться в храмах богов всех народов
прежде, чем случилось то, что было предсказано.
Глава XXXIII
51. Затем относительно того, что они жалуются на
уменьшение счастья в делах человеческих в христианские
времена: если они будут читать книги своих философов,
прорицающих то, что ныне у них отнимается, даже когда
те сопротивляются и ворчат, то и тогда они встретят
великие похвалы временам христианским. Ведь что в их
счастьи уменьшается, как не то, чем они нечестиво и
изобильно злоупотребляли к великому оскорблению Твор-
ца? Не в том ли сейчас наступают дурные времена, что
по всем городам приходят в упадок места публичных
зрелищ, вертепы позорных дел и всенародные проявления
разврата, что ветшают площади и капища, в которых
почитались демоны? В самом деле, они разрушаются только
из-за недостатка дел, для сладострастного и святотатст-
венного совершения которых они и были воздвигнуты.
Разве их Цицерон, когда расхваливал некоего шута Росция,
не сказал, что он был так искусен, что был чуть ли не
единственным достойным человеком, выступающим на сце-
не; и при этом был столь добрым, что именно ему и не
следовало заниматься этим ремеслом. Что же иное он
самым ясным образом показал, как не то, что то место
114