Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/115"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
нела она, как ненавистная, когда великим преступлением
являлось даже быть христианином; но она забыла навсегда
посрамление, потому что там, где умножился грех, стала
преизобиловать благодать (Рим. V, 20). Разве помнит еще
она о вдовстве своем, так как покинутая на время и
подвергшаяся поруганию, она стала теперь блистать столь
великою славой. Разве, наконец, то, что Господь, сот-
воривший ее и вырвавший из-под власти дьявола и демонов,
уже называется Богом Израиля и всей земли, есть выдумка
учеников Христовых? Ведь об этом за столь много времени
до того, как Христос сделался Сыном Человеческим,
предсказали пророки, книги которых ныне имеются в
руках врагов Христовых.
50. Итак, пусть наконец поймут (ведь все вышесказанное
давно уже очевидно даже самым тупым и ленивым), пусть,
говорю, поймут развращенные хвалители Христа и ругатели
христианской веры, что ученики Христовы и сами научи-
лись, и учили тому, что содержит против их богов учение
Христово, потому что Бог Израилев, являющийся в книгах
пророков, заповедавший считать мерзостью и уничтожить
все то, что они желают почитать, через Христа и Церковь
Христову уже Сам именуется Богом всей земли, как это
Он предуказал за столько времени раньше. Если же они
в своем поразительном безумии полагают, будто Христос
чтил их богов и благодаря их помощи смог сделать столь
много, то неужели и Бог Израилев, Который через Христа
исполнил обещанное Им относительно почитания Себя
всеми народами и относительно презрения к тем богам и
ниспровержения их (Втор. VII, 5), чтил их богов?
Где их боги? Где прорицания исступленных людей? Где
гадания оракулов? Где предсказания по полету и пению
птиц, по внутренностям животных, где прорицания демо-
нов? Почему в древних книгах, посвященных всему этому,
мы не находим какое-либо увещание и предсказание
против христианской веры, против столь явственно выра-
женной и уже для всех народов очевидной истины? Они
говорят: "Мы оскорбили своих богов и они оставили нас,
а потому христиане и взяли над нами верх; и теперь
счастье в делах человеческих, ослабев и уменьшившись,
ИЗ