Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за
преступников сделался ходатаем.
Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и
возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной
гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит
Господь. Распространи место шатра твоего, расширь пок-
ровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви
твои и утверди колья твои. Ибо ты распространишься
направо и налево, и потомство твое завладеет народами
и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь
постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании; ты
забудешь посрамление юности твоей и не будешь более
вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец
есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его, и Искупитель
твой — Святый Израилев; Богом всей земли назовется
Он" (Ис. LII, 13 — LIV, 5).
48. Что можно сказать против очевидности и выразитель-
ности предсказания и исполнения событий? Если они
полагают, что ученики Христа измыслили ложь о божестве
Его, то разве они будут сомневаться относительно страдания
Христова; обыкновенно они не верят в воскресение, но
охотно веруют во все то, что по человечеству Он претерпел
от людей, потому что хотят верить, что Он — только
человек. Итак Он, как овца, был веден на закланье, Он
был причислен к злодеям; Он был изъязвлен за грехи
наши; мы спаслись язвами Того, лицо Которого было
поругано и оплевано, распятие Которого на кресте позорно;
за неправды народа израильского Он был предан смерти;
Он, не имевший ни вида, ни красоты, когда Его били
кулаками, увенчивали терновым венцом, осмеивали вися-
щего на кресте; Он, не открывший уст Своих, как агнец
пред стригущими его не подает голоса, когда к Нему
обращены были слова ругателей, с насмешкой требующих
от Него прорицаний.
Несомненно, Он уже превознесен, уже прославлен.
Несомненно, на Него с изумлением взирают многие народы.
Цари уже закрыли уста свои, которыми обнародовали
против христиан самые свирепые законы. Несомненно,
что уже видят те, которым не было возвещено, и понимают
111