Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
богов обратились в ничто, а прежде указанная истинность
неведомого Бога сделалась несомненной.
Глава XXXI
47. Итак, лживые хвалители Христа, не желающие быть
христианами, пусть перестанут утверждать, будто Христос
не учил, что их боги должны быть оставлены, а изображения
— повергнуты в прах. Ведь Бог Израилев, о Котором
было предсказано, что Он будет называться Богом всей
земли, уже так и называется: Богом всей земли. Через
пророков Он предсказал, что так будет, а через Христа
исполнил это в надлежащее время. Ибо несомненно, если
Бог Израиля называется Богом всей земли, то необходимо,
чтобы исполнилось то, что Он повелел, когда повелевший
стал известным. А что через Христа и во Христе Он стал
известным, так что Церковь Его распространилась по всем
пределам вселенной и через нее Бог Израилев называется
Богом всей земли, — об этом желающие пусть читают
пророчество, приведенное мною выше (не столь уж оно
пространно, чтобы следовало его пропускать). Ведь многое
говорится о воплощении, уничтожении и страдании Христо-
вом и о теле Его, для которого Он является главою, т.е.
о Церкви, когда не родившая называется как бы неплодною.
Действительно, в течение многих веков не открывалась
Церковь, которая должна была быть у всех народов в
сынах своих, т. е. в своих святых, так как Христос еще
не был возвещен евангелистами тем людям, которым Он
был предвозвещен через пророков; но говорится, что сынов
покинутой будет больше, чем детей той, которая имела
мужа; именем мужа этой последней обозначен или Закон
или тот Царь, Которого первым избрал народ израильский.
Язычники не приняли Закона в то время, о котором
говорил пророк, и Царь христиан еще не явился язычникам;
и однако же из этих язычников произошло более плодо-
носное и более многочисленное количество святых.
Именно таким образом пророчествует Исайя, начиная
с уничижения Христа и потом обращаясь к приветствию
109