Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXX
46. Потому некий Лукан, великий между ними стихот-
ворец, долго, как мне кажется, искавший разрешения этого
вопроса как путем самостоятельных размышлений, так и
изучая книги соотечественников, и не нашедший разре-
шения, ибо искал нечестиво, все-таки предпочел ненай-
денного им Бога назвать "неведомым", а не никаким
Богом. Действительно, он говорит: "И преданная святыням
неведомого Бога-иудея" (Лукан, 2 кн.).
А ведь этот Бог, святой и истинный Бог Израиля, еще
не совершал через имя Христово столь многое среди всех
народов, сколь многое было совершено до настоящего
времени после времени Лукана. А ныне кто столь упорен,
чтобы не склониться, кто столь бесчувственен, чтобы не
воспламениться, когда исполняется написанное: "Ничто не
укрыто от теплоты Его" (Пс. XVIII, 7)? И это тогда, когда
как бы в самом ясном свете обнаруживается то, что было
гораздо раньше предсказано в том же самом псалме, из
которого взят мною этот маленький стих. Ведь апостолы
Христовы именем небес обозначены потому, что на них
восседает Бог, чтобы они возвещали Евангелие; ибо небеса
уже поведали славу Божию, а твердь возвестила о делах
рук Его. День дню передает речь, и ночь ночи возвещает
знание. Уже нет голосов и речей, слова которых не
слышны. По всей земле уже прошел звук, и слова их
дошли до пределов земли. Уже на солнце, т. е. в пропо-
ведании, Он поставил жилище Свое, которое есть Церковь,
потому что для совершения этого Он, — как далее
говорится там, — подобно жениху, вышел из чертога, то
есть Слово, соединенное с плотью человеческой, вышло
из девичьего чрева. И вот с высоты неба совершилось
схождение Его и возвращение Его в высоту неба. И потому
непосредственно вслед за тем поставлен стих, который я
привел выше. Но еще до сего времени они предпочитают,
чтобы их нетвердая и противоречивая болтовня подобно
соломе обращалась в прах вместо того, чтобы подобно
золоту очищаться от грязи; тогда как уже и статуи ложных
108