Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
потому что Он — Бог того народа, произведшего семя,
в котором благословятся все народы? Почему не почитают
только Его одного, хотя утверждают, что почитать должно
всех богов? Почему не веруют в Того, Который показал,
что все другие боги ложны и устранил их? Я слышал,
как некто из них говорил, будто бы он читал, — не знаю
у какого философа, — что из того, что иудеи совершают
в своих священнодействиях, можно понять, какого Бога
они почитают: "Создателя, — говорил он, — тех составных
веществ, из которых образован этот видимый телесный
мир", так как в писаниях Его пророков весьма ясно
показывается, что народу израильскому велено чтить того
Бога, Который сотворил небо и землю, и от Которого
исходит всякая истинная премудрость. Но зачем нам
спорить обо всем этом, когда достаточно и того, что они
по некоторому предчувствию говорят о том Боге, отрицать
бытие Которого они не могут?
Если Он — творец тех веществ, из которых создан
мир, то почему Он не предпочитается ими Нептуну,
который, по их мнению, сотворил только моря; или
Сильвану, устроителю только полей и лесов; или Солнцу,
устроителю дня и всего поднебесного тепла; или Луне,
утроительнице только ночи, хотя бы даже она и блистала
своею властью над влагой; или Юноне, которая объявляется
только воздуходержательницей? Ведь очевидно же, что эти
устроители частей мира, кто бы они ни были, необходимо
должны быть под властью Того, Кто имеет господство над
всеми этими частями и над всей этой громадой! Но Он
запрещает почитать их всех. Таким образом, почему они,
вопреки повелению большего из богов, не только хотят
почитать их, но из-за них не хотят чтить Его? Еще до
сего времени они не находят, что бы такое им твердо и
вполне ясно провозгласить об этом Боге Израилевом, да
и не найдут никогда, пока не поймут, что Он есть
истинный Бог, Которым создано все.
107