Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
так, как о том написал Варрон, то почему не верят они
Юпитеру, что идолов следует сокрушить? Если они считают
Его Сатурном, то почему и в этом случае не чтут Его?
Или почему не чтут Его таким образом, каким Он повелел
через пророков почитать Себя? Почему не веруют Ему в
том, что идолов нужно разрушить, а других богов не
должно почитать? А если Он не есть ни Юпитер, ни
Сатурн (потому что Он так много не говорил бы против
святынь Юпитера и Сатурна, если бы был одним из них),
то Кто же Он, единственный, Кто не почитался из-за
других богов, но после устранения других столь очевидно
устроивший так, что почитается только Он один (особенно
теперь, когда ниспровергнуто всякое горделивое глумление,
которое возбудилось против Христа и вылилось в пресле-
дование и избиение христиан)?
Конечно, теперь они уже ищут, где бы им скрыться,
если хотят приносить жертвы, или куда бы удалить своих
кумиров, чтобы они не были найдены и разбиты христи-
анами. Откуда это, если не от страха перед законами и
царями, через которых Бог Израилев обнаружил могущество
Свое, когда они уже были покорны имени Христову,
именно так, как Он это и обещал, говоря через пророка:
"И поклонятся Ему все цари; все народы будут служить
Ему" (Пс. LXXI, И).
Глава XXVIII
43. И исполняется уже то, что предсказано было через
пророка, т. е. что Он имеет оставить нечестивый народ
Свой (правда, не весь, потому что многие из израильтян
уверовали в Христа, ибо из числа их были и апостолы
Его) и усмирить всякого превозносящегося и обидчика,
так что только Он один вознесется, т. е. только один Он
явится людям высоким и могущественным, пока веру-
ющими не будут отвергнуты идолы, а неверующими не
будут скрыты, так как от страха пред Ним сокрушается
земля, т. е. сокрушаются страхом земные люди, из боязни
или пред Его законом, или пред законами тех, которые,
105