Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/106"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
богам тех народов, которые будут вокруг вас... Но поступите
с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сок-
рушите, и рощи их вырубите, и истуканы их сожгите
oгнeм', (Втор. VI, 14; VII, 5).
А кто осмелится сказать, что Христос и христиане не
относятся к Израилю? Ведь Израиль был внуком Авраама,
которому первому, а потом сыну его Исааку, а затем и
самому Израилю, внуку его, было сказано: "И благословятся
в семени твоем все народы земли" (Быт. XXII, 18). Но
разве не из этого семени произошла та Дева, о которой
пророк народа иудейского и Бога Израилева возвещает,
говоря: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и
нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. VII, 14). А слово
Еммануил имеет значение: с нами Бог. Итак, Бог Израилев,
запретивший почитать других богов и делать идолов,
повелевший низвергать их, предсказавший через пророка,
что народы от крайнего предела земли будут говорить:
'Только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в
чем никакой нет пользы", Он сам через имя Христово и
веру христиан повелел, завещал, потребовал устранения
всех этих суеверий.
Итак, напрасно они, — так как их богами, т. е.
демонами, боящимися имени Христова, им запрещено
злословить имя Христа, — несчастные, хотят сделать
чуждым Ему это учение, которым христиане вооружаются
против идолов и искореняют все ложные верования где
только могут.
Глава XXVII
42. Пусть ответят относительно Бога Израилева, о
Котором не только христианские, но и иудейские книги
свидетельствуют, что Он учил этому и это приказал; о
Нем пусть они спросят совета у своих богов, которые
запретили злословить Христа; пусть они засвидетельствуют
что-либо позорное, если дерзнут, относительно Бога
Израилева. Но у кого они будут спрашивать совета? Да
и где уже его спрашивать? Пусть читают книги своих
сочинителей. Если они в Боге Израилевом видят Юпитера
104