Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/105"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
с помощью Божией и много пострадали за грехи свои,
пока наконец не пришло Семя, Которому было обетовано,
что в Нем благословятся все народы земли и добровольно
сокрушат своих идолов.
Глава XXVI
40. И ведь не во времена христианские предсказано
то, что исполняется через христиан. Сами иудеи, остав-
шиеся врагами имени Христова, о будущем вероломстве
которых сказано в тех же пророческих писаниях, — сами
они имеют и читают пророчество, говорящее: "Господи!
сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби!
к Тебе придут народы от краев земли и скажут: только
ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой
нет пользы" (Иерем. XVI, 19). И вот ныне происходит
это; вот ныне народы от крайнего предела земли приходят
к Христу, говоря это и сокрушая идолов. И велико именно
то, что Бог предстоит в Церкви Своей, разросшейся
повсюду, дабы народ иудейский, по заслугам разбитый и
рассеянный в разных странах повсюду, переносил собрания
свитков наших пророчеств, чтобы народы не думали, будто
они составлены нами, и чтобы этот народ, враждебный
нашей вере, был свидетелем нашей истины. Таким образом,
как же это ученики Христовы учили тому, чего сами не
узнали от Христа, — как об этом болтают глупцы, — а
именно: чтобы суетная вера в языческих богов и идолов
была уничтожена? Разве же можно говорить, что и те
пророчества, которые ныне читаются в собраниях книг
врагов Христа, измыслили ученики Христовы?
41. В самом деле, кто провозгласил это, как не Бог
Израиля? Ибо ведь самому народу было сказано божест-
венным словом, обращенным к Моисею: "Слушай, Израиль:
Господь Бог наш, Господь един есть" (Втор. VI, 4). "Не
делай себе кумира и никакого изображения того, что на
небе вверху, и что на земле внизу" (Исх. XX, 4). А чтобы
он к тому же уничтожил это там, где получит возможность,
это ему заповедуется так: "Не последуйте иным богам,
103