Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
предсказал уничтожение и исполнил его; так Он явственно
показал, что они ложны и лживы, а Он есть истинный
и достойный веры Бог.
39. Но кто не изумится тому, что эти, уже немногие
почитатели многих и притом ложных богов, не хотят
повиноваться Тому, о Котором каждый из#них, будучи
спрошенным: кто есть Бог, отвечает по-своему, но никто
не дерзает отрицать бытие Бога? Ведь если они будут Его
отрицать, то весьма легко могут быть убеждены Его делами,
пророчествами и их исполнением. И я говорю не о том,
во что, по их мысли, свободно можно не веровать, а
именно: что Он в начале сотворил небо и землю и все,
что в них есть (Быт. I); и не об известных древних
событиях, а именно: что Он перенес на небо Эноха, что
нечестивых уничтожил потопом, что праведного Ноя и
дом его спас (Быт. V, 24; VII). Я начинаю исследовать
деяния Его среди людей от Авраама, ибо ему чрез ан-
гельское пророчество было открыто обетование, исполнение
которого мы ныне видим. В самом деле, ему было сказано:
1'И благословятся в семени твоем все народы земли" (Быт.
XXII, 18); от его семени произошел народ израильский,
от него — Дева Мария, родившая Христа; пусть они
дерзнут, если могут, отрицать, что через Него получают
благословение все народы. Это обетование было также и
к Исааку, сыну Авраама (Быт. XXVII, 4); то же сказано
было и Иакову, внуку Авраама (Быт. XXVIII, 14), который
также был назван Израилем, от которого весь этот народ
произошел и получил свое имя, так что Бог этого народа
называется Богом Израиля. Это значит не то, что Он не
есть Бог всех народов, как незнающих Его, так и знающих;
а значит, что в этом народе Он восхотел явить более
очевидно силу обетовании Своих. Ибо этот народ, перво-
начально умножившийся в Египте и освобожденный от
рабства в нем со многими знамениями и чудесами, по
завоевании многих народов получил к тому же еще и
землю обетования, в которой господствовал через царей
своих, происшедших из колена Иуды. Этот Иуда был
одним из двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама, и
от имени его они, названные иудеями, многое совершили
102