Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/102"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
философы называли его творцом мудрецов. Мнение первых
против последних в душах людей стало настолько преоб-
ладающим, что Сатурна не хотели даже называть по имени:
его предпочитали называть не Сатурном, а стариком.
Суеверие было столь боязливо, что уже карфагеняне почти
изменили наименование своего поселения, ^аще называя
его городом старика, нежели городом Сатурна.
Глава XXIV
• 37. Итак, нет никаких сомнений в том, что именно
вынуждены идолопоклонники почитать и что стремятся
они разукрашивать. Но и этих новых толкователей значения
имени Сатурна необходимо спросить, что думают они о
Боге евреев. В самом деле, ведь им угодно, как и всем
язычникам, чтить всех без исключения богов, и в то же
время им, гордецам, стыдно смириться пред Христом ради
прощения своих грехов. Так что же они думают о Боге
Израиля? Ибо если они Его не почитают, то, значит, они
не почитают всех богов; а если почитают, то не так, как
Он повелел, потому что они чтут и других богов, чтить
которых Он воспретил. Ведь Он воспретил это через тех
же самых пророков, через которых предсказал то самое
будущее, которое ныне терпят их идолы от христиан. Ибо
к этим пророкам или были посланы ангелы, которые
показали им Бога, Творца всего, единого истинного Бога,
Которому все подчинено, через чувственные вещи образно
явили должный вид и показали, как Он повелел чтить
Себя; или же в некоторых из них через Духа Святого
мысли были настолько возвышенны, что в своих видениях
они созерцали то, что созерцают и сами ангелы. Но
известно, что они служили тому Богу, Который запретил
чтить других богов, и служили благочестивою верой в
царстве и священстве Его государства (т. е. у иудеев) и
в священнодействиях, бывших знаками будущего пришест-
вия Христа, истинного Царя и Священника.