Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
которыми гордятся, многое скорее предполагающие, чем
знающие, все это изобрели. Для христианина достаточно
верить, что причина тварей небесных и земных, видимых
и невидимых заключается только в благости Творца, Ко-
торый есть единый и истинный Бог; верить, что нет
никакой природы, которая не была бы Он*Сам или от
Него; что Он есть троица, а именно Отец, и Сын, от
Отца рожденный, и Дух Святой, исходящий от того же
Отца, но один и тот же Дух Отца и Сына.
10. Этой-то Троицей, бесконечно, равномерно и неиз-
менно благою, сотворено все; сотворено не бесконечно,
не равномерно и не неизменно благим, однако, каждое
творение в отдельности также благом, а весь мир в целом
— весьма добрым (Быт. I, 31), так как из всей совокупности
составилась удивительная красота вселенной.
11. Так называемое зло, надлежащим образом упоря-
доченное и расположенное на своем месте, сильнее оттеняет
добро для того, чтобы оно более привлекало внимание и,
от сравнения со злом, приобретало бы большую ценность.
Всемогущий Господь, которому, по признанию даже не-
верующих, принадлежит верховная над всем власть (Верги-
лий. Енеида, кн. 10), и который в высочайшей степени
благ, никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах
было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был так
всемогущ, чтобы и зло обратить в добро. Что же иное
называется злом, как не недостаток добра? Как в телах
живых существ болезни и раны вызывают только недостаток
здоровья (и само лечение призвано не к тому, чтобы
вошедшее в организм зло, т. е. болезни и раны, перевести
в какое-нибудь другое место, но чтобы истребить его
совсем; рана или болезнь не представляют самостоятельной
субстанции, но.только повреждение субстанции телесной,
тогда как тело есть сама субстанция, нечто действительно
доброе, в чем происходит зло, т. е. лишение добра,
называемого здоровьем), так существуют и различные виды
повреждения души, бывает лишение природного добра;
при выздоровлении это лишение никуда не переносится,
ибо может если где-то и быть, то только в самом здоровье.
8