Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Все согласились с тем, что это так.
— Что же, — продолжаю я, — человек должен
приготовить себе, чтобы быть блаженным? Может статься,
на этом нашем пиршестве и это блюдо будет подано,
чтобы голод Лиценция не остался неудовлетворенным: ибо,
на мой взгляд, для него я должен приготовить то, что он
имел бы всегда, когда бы ни захотел. Итак, оно должно
быть всегда пребывающим, независимым от фортуны и
не подлежащим никаким случайностям, поскольку чего бы
то ни было смертного и преходящего мы не можем иметь
в то время, когда желаем и как скоро желаем.
С этим согласились все. Но Тригеций возразил:
— Есть много таких счастливцев, которые обладают в
избытке этими тленными и случайностям подлежащими,
но для настоящей жизни приятными вещами, так что у
них нет недостатка ни в чем таком, чего они желают.
На это я сказал ему:
— Представляется ли тебе блаженным тот, кто испы-
тывает страх?
— Разумеется, нет.
— Но в силах ли не бояться тот, кто может лишиться
любимых им вещей?
— Не в силах.
— Однако же, эти случайные блага, о которых ты
говоришь, могут быть утрачены. Следовательно, тот, кто
их любит и обладает ими, не может быть блаженным.
Против этого спорить он не стал.
— Но, — добавила мать, — если бы он и был спокоен
насчет того, что всего этого не утратит, и в таком случае
он не мог бы быть довольным подобного рода вещами.
Значит, он несчастен уже потому, что остается постоянно
нуждающимся.
На это я сказал ей:
— Не представляется ли тебе блаженным человек, в
избытке обладающий всеми этими вещами, если он ограни-
чивает свои желания и, вполне этими вещами довольный,
наслаждается ими умеренно и пристойно?
— В таком случае, — отвечала она, — он блажен не
этими вещами, а умеренностью своего духа.
4 Зак. 3644 95