Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Едва произнес я эти слова, как все тут же в один
голос отвечали, что это так.
— Считаете ли вы, — спрашиваю далее, — блаженным
человека, 'который не имеет того, чего желает?
— Нет.
— Значит, блаженный всякий, кто имеет то, чего
желает?
— Блажен тот, — отвечает мать, — кто желает и
имеет доброе; если же хочет худого, то несчастен, хотя
бы и имел.
— Ты, мать, — говорю я ей с радостной улыбкой, —
решительно овладела самою крепостью философии. Только
лишь за недостатком слов ты выразилась не так пространно,
как Туллий, с изречением которого согласны твои слова.
В сочинении ''Гортензий", написанном им в похвалу и в
защиту философии, он говорит следующее: "Вот все, —
не философы, впрочем, а люди, готовые поспорить, —
говорят, что блаженные суть те, которые живут так, как
им хочется; но это неверно, поскольку хотеть того, что
не прилично, само по себе — величайшее несчастье. Не
получить желаемого не столько бедственно, сколько желать
получить недолжное. Ибо порочность воли делает каждому
более зла, нежели фортуна — добра".
— Но, — говорит Лиценций, — теперь тебе следует
сказать нам, чего каждый должен желать и к чему следует
ему стремиться, дабы быть блаженным.
— Если угодно, — заметил я ему, — пригласи меня
в день своего рождения, — я охотно буду кушать все,
что ты мне предложишь. На таких же условиях прошу
сегодня кушать и у меня и не требовать того, что, быть
может, еще не изготовлено.
Когда он начал сожалеть о своем скромном замечании,
я сказал:
— Итак, мы согласны, что тот, кто не имеет желаемого,
не может быть блаженным; а, с другой стороны, не всякий
блажен, кто имеет то, чего желает. Не согласитесь ли вы
и с тем, что тот несчастен, кто не блажен?
Сомневающихся не оказалось.
— Значит всякий, кто не имеет желаемого, несчастен?
94