Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/95"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
— Для того, чего мне хотелось, достаточно и сказанного.
Ибо вопрос в том, принадлежит ли телу пища? А она
принадлежит ему, потому что тело, когда его лишают
пищи, доводится до худобы.
Все согласились, что это так.
— Не существует ли, — спросил я, — и для души
своей пищи? Представляется ли вам пищей души знание?
— Именно так, — отвечала мать, — я полагаю, что
душа питается не чем иным, как постижением вещей и
знанием.
Когда Тригецию это мнение показалось сомнительным,
мать сказала ему:
— Не сам ли ты ныне показал нам, откуда и где
питается душа? Ибо после одного обеденного блюда ты
сказал, что не заметил, какой мы пользовались посудой,
потому что думал о чем-то другом, хотя от самого блюда
не удерживал ни рук, ни зубов. Итак, там, где был в тот
момент твой дух, оттуда и такого рода пищей, поверь
мне, питается и твоя душа, питается умозрениями и
размышлениями, если может через них познать что-нибудь.
— Не согласны ли вы, — сказал я, когда они шумно
заспорили об этом предмете, — что души людей ученейших
как бы в своем роде полнее и больше, чем души несве-
дущих?
Все согласились.
— Значит, будет правильно сказать, что души тех
людей, которые не обогащены никакой наукой, не насы-
щены никаким добрым познанием, — души тощие и как
бы голодные?
— Полагаю, — возразил Тригеций, — что души и
таких людей бывают полны, но только полны пороков и
распутства.
— То, что ты упомянул, — сказал я, — представляет
собою некоторого рода бесплодие и как бы голод духа.
Ибо как тело, когда его лишают пищи, почти всегда
подвергается всевозможным болезням, так же точно и
души тех людей полны таких недугов, которые свидетельст-
вуют об их голодании. На этом основании древние назвали
матерью всех пороков распутство, потому что оно преде-
92